Интегрированный
урок по теме Внешняя политика российской империи в первой четверти XIX века на примере
поэтического творчества М. Ю. Лермонтова и А.С.Пушкина
Цели:
История:
* на основе фактического и событийного материала
познакомить учащихся с внешней политикой России в первой четверти 19 века;
*обозначить причинно-следственную связь
между событийным материалом и личностями – участниками исторических событий;
* подвести учащихся к пониманию закономерной
взаимосвязи между составляющими
структуру общественного развития: политической (внешний аспект) и культурной
(литературный аспект)
·
Продолжить работу над тематической
терминологией, тестовой технологией, развитием исторических навыков и умений
(мышления и логики, сравнения, сопоставления и т.д.);
·
Воспитание патриотических чувств,
национальной гордости за историческое прошлое;
Литература:
* познакомить с поэтическим творчеством М.Лермонтова
и А.Пушкина в истории России
*научить видеть связи истории и
литературы
*развивать речь, внимание и любовь к
своей «малой» Родине
*стимулировать детей к социальной
активности и творчеству
Оборудование
урока:
Тематические карты «Внешняя политика
Российской империи в первой четверти 19 века», портреты исторических личностей
и поэтов, схема «Направления внешней политики России в первой половине 19
века», презентации, мультимедийная доска, проектор, ноутбук, экран, выставка
исторической литературы и художественных произведений.
Основная
терминология урока:
История:
Внешняя политика, коалиция, договор, историческая личность
Литература: поэтическое
творчество, романтизм.
Межпредметные связи:
история, литература, политика, культура, этика, социология, музыка
Ход
урока:
1.Организационный момент
2.Изучение нового материала.
План.
1.Основные
характеристики внешнеполитического развития России.
2.Внешняя
политика и личности в ней.
3.Русские
поэты о событиях 1 четверти 19 века.
Учитель истории: Добрый
день! Мы начинаем урок по теме «Внешняя политика Российской империи в пер.четв.
XIX
в. и в поэтическом творчестве Лермонтова
и Пушкина.
Наша
задача увидеть взаимосвязь
внешнеполитических событий с творчеством поэтов
Политика определяется в первую очередь
теми людьми, кто имеет власть.
Таким человеком был и император России -
Николай I.
(Просмотр
слайда 1,2; выступление учащегося)
Учитель истории:
Что означает в истории выражение внешняя
политика? И с какими понятиями она взаимосвязана?
(Слайд
3 — терминология)
Направлениями
российской внешней политики первой четверти XIX в.
были:
(Просмотр
слайда 4,5; комментарий учителя; работа учащихся в рабочей тетради (схема-
зарисовка))
Учитель литературы:
История всегда была важной темой русской
литературы. Мы можем многое понять о российской внешней политике, погружаясь в мир
литературных произведений. Большое внимание теме истории уделяли в своем
творчестве такие поэты, как: Лермонтов и Пушкин.
(Просмотр
слайдов - портреты 6,7)
С их героями мы путешествуем по Кавказу,
мысленно участвуя в событиях того времени... («Кавказ» Пушкин, читает Иннокентий Смоктуновский)
(Просмотр
слайдов 8-14) Но Кавказ был не только одной из
главных тем стихов, поэм, прозы известных авторов. Каждый их них оставил свои
рисунки об этом благодатном крае. Лермонтову-поэту всегда помогал
Лермонтов-художник. Любая кавказская панорама Лермонтова – это как бы малый
фрагмент вселенной. Руины, монастыри, храмы, лепящиеся на склонах гор,
представляются зрителю естественными вкраплениями в природный ландшафт.
Вписанные в каждый пейзаж фигурки людей – всадники, погонщики и верблюды,
грузинки, набирающие в Куре воду, - подчинены изначально заданному ритму. Но,
несмотря на романтическую интонацию, все картины совпадают с реальным описанием
этих мест в произведении.
Учитель истории:
Внешнеполитические события были
воплощением направлений внешней политики России.
(Работа с текстом учебника, параграфы
6,7; озвучивание дат внешнеполитических фактов; вывод слайдов - внешнеполитические события, 15-18).
В истории происходящее значимые, но все
же сухие факты...
Учитель
литературы: Русские поэты через свое поэтическое
творчество видели эти же события несколько иначе... Любопытен и такой эпизод,
сохранившийся в черновых записках к "Путешествию в Арзрум".
Пушкин
в пути несколько отстал от конвоя, засмотревшись на буйный Терек. Его предостерег
подошедший солдат:
-
Не останавливайтесь, ваше благородие, убьют.
-
А за что?
-
Да так, ни за что, убьют и все. Кругом враги.
-
Враги? Чьи?
-
Как чьи? Вот пальнут сейчас в вас, тогда и узнаете, чьи враги.
-
Значит, они мои и твои враги?
-
Ваше благородие, непонятно изволите говорить.
Пушкин
спросил: "Откуда родом? " Ответ был: "Рязанские".
-
Вот эти самые люди с гор были в твоей деревне? Сожгли твой дом?..
-
Вы такое, прости Господи, говорите... Удаляясь, солдат произнес: "Служба
наша, ваше благородие, такая..."
Таких
страниц воспоминаний много.
(Слайд
о войне 19, 20) А М..Лермонтов становится
непосредственным участником военных событий, он даже пишет, что «вошёл во вкус
войны…» В сражении при реке Валерик, что с чеченского означает река смерти) поэт
проявил необыкновенное мужество, генерал Голофеев подал прошение на высочайшее
имя о награждении его за мужество и храбрость, но Лермонтова не отпустили даже
в отпуск. Это, действительно, было так.
Много солдат погибло с обеих сторон.
Поэт не мог оставаться в стороне, он заговорил о бессмысленном смертоубийстве
на войне, написав стихотворение «Валерик».
Вдруг
залп... Глядим: лежат рядами.
Что
нужды? Здешние полки
Народ
испытанный...
В
штыки, Дружнее! раздалось за нами.
Кровь
загорелася в груди!
Все
офицеры впереди...
Верхом
помчался на завалы
Кто
не успел спрыгнуть с коня...
Ура!
– и смолкло. –
Вон
кинжалы, В приклады! – и пошла резня.
И
два часа в струях потока
Бой
длился. Резались жестоко,
Как
звери, молча, с грудью грудь,
Ручей
телами запрудили.
Хотел
воды я зачерпнуть...
(И
зной и битва утомили Меня), но мутная волна
Была
тепла, была красна.
Учитель истории: Личность
и история... Взаимосвязь очевидна.
Внешняя политика выделила из миллионов тех, кто был ее
участником, кого она заставила действовать, чувствовать, оценивать происходящее
независимо от звания и рангов, социального происхождения, вероисповедания и
т.д. Оставаться оказывалось невозможным.
(Слайд
21. Исторические личности)
Все происходящее не могло не быть
отражено и в документальной исторической хронике, и в стихах поэтов.
(Работа
с историческим документом слайд 22; слайд 23 — рукописное стихотворение)
Видение происходящего различно, но ведь
так и должно было быть. То, что происходило, становилось частью судьбы, жизни,
эпохи и, наконец, истории.
Завершая
обсуждение всех вопросов, запланированных на этот урок, мы можем подвести
итоги. Слайд 24.
И можем подвести итоги:
·
Оформление главных тезисов в рабочую
тетрадь (слайд самое главное)
Заключительное слово учителя
Учитель
истории.
Все,
что происходит в истории государства невозможно без человеческой личности.
Успех
событий, войн, реформ и прочих государственных дел напрямую зависит от того,
кто находится у власти, кто ей противостоит, кто несет через историю зло и
добро…
История
многогранна: она хранит ценнейшую
информацию через литературные произведения, архитектуру, живопись, музыку, экономические
достижения и нравственные ценности.
Учитель
литературы.
Вывод
очевиден: надо знать, понимать и быть активным участником того, что называется
русской историей…
Пройдет
немного времени и вы сами станете участниками внешнеполитических событий и
наверно вы понимаете насколько важно сделать правильный и осознанный выбор...
Закрепление
изученного материала:
*выполнение межпредметного теста
учащимися
* прослушивание
романса «Молитва» на стихи Лермонтова в исполнении Анатолия Титова
*предложение индивидуальных заданий (слайд 26 для любопытных)
Комментарий активной и познавательной
деятельности и оценок учащихся (оба учителя)
Домашнее
задание.
История:
параграф
6, 7. Записи в рабочей тетради и индивидуальные задания.
Литература:
чтение поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Подготовить ответ на вопрос «Что значило
жить в понимании Мцыри?»
Комментариев нет:
Отправить комментарий