среда, 3 декабря 2014 г.

Интегрированный урок по теме Внешняя политика российской империи в первой четверти XIX века на примере поэтического творчества М.Ю. Лермонтова и А.С.Пушкина

Интегрированный урок по теме Внешняя политика российской империи в первой четверти XIX века на примере поэтического творчества М. Ю. Лермонтова и А.С.Пушкина
Цели:
История:
* на основе фактического и событийного материала познакомить учащихся с внешней политикой России в первой четверти 19 века;
*обозначить причинно-следственную связь между событийным материалом и личностями – участниками исторических событий;
* подвести учащихся к пониманию закономерной взаимосвязи   между составляющими структуру общественного развития: политической (внешний аспект) и культурной (литературный аспект)
·        Продолжить работу над тематической терминологией, тестовой технологией, развитием исторических навыков и умений (мышления и логики, сравнения, сопоставления и т.д.);
·        Воспитание патриотических чувств, национальной гордости за историческое прошлое;
Литература:
* познакомить с поэтическим творчеством М.Лермонтова и А.Пушкина в истории России
*научить видеть связи истории и литературы
*развивать речь, внимание и любовь к своей «малой» Родине
*стимулировать детей к социальной активности и творчеству
Оборудование урока:
Тематические карты «Внешняя политика Российской империи в первой четверти 19 века», портреты исторических личностей и поэтов, схема «Направления внешней политики России в первой половине 19 века», презентации, мультимедийная доска, проектор, ноутбук, экран, выставка исторической литературы и художественных произведений.
Основная терминология урока:
История: Внешняя политика, коалиция, договор, историческая личность
Литература: поэтическое творчество, романтизм.
Межпредметные связи: история, литература, политика, культура, этика, социология, музыка
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Изучение нового материала.
                                   План.
1.Основные характеристики внешнеполитического развития России.
2.Внешняя политика и личности в ней.
3.Русские поэты о событиях 1 четверти 19 века.
Учитель истории: Добрый день! Мы начинаем урок по теме «Внешняя политика Российской империи в пер.четв. XIX в.  и в поэтическом творчестве Лермонтова и Пушкина.
Наша задача увидеть   взаимосвязь внешнеполитических событий с творчеством поэтов
Политика определяется в первую очередь теми людьми, кто имеет власть.
Таким человеком был и император России - Николай I.
(Просмотр слайда 1,2; выступление учащегося)
Учитель истории:
Что означает в истории выражение внешняя политика? И с какими понятиями она взаимосвязана?
(Слайд 3 — терминология)
Направлениями российской внешней политики первой четверти XIX в.  были:
(Просмотр слайда 4,5; комментарий учителя; работа учащихся в рабочей тетради (схема- зарисовка))
Учитель литературы:
История всегда была важной темой русской литературы. Мы можем многое понять о российской внешней политике, погружаясь в мир литературных произведений. Большое внимание теме истории уделяли в своем творчестве такие поэты, как: Лермонтов и Пушкин.
(Просмотр слайдов - портреты 6,7)
С их героями мы путешествуем по Кавказу, мысленно участвуя в событиях того времени... («Кавказ» Пушкин, читает Иннокентий Смоктуновский)
(Просмотр слайдов 8-14) Но Кавказ был не только одной из главных тем стихов, поэм, прозы известных авторов. Каждый их них оставил свои рисунки об этом благодатном крае. Лермонтову-поэту всегда помогал Лермонтов-художник. Любая кавказская панорама Лермонтова – это как бы малый фрагмент вселенной. Руины, монастыри, храмы, лепящиеся на склонах гор, представляются зрителю естественными вкраплениями в природный ландшафт. Вписанные в каждый пейзаж фигурки людей – всадники, погонщики и верблюды, грузинки, набирающие в Куре воду, - подчинены изначально заданному ритму. Но, несмотря на романтическую интонацию, все картины совпадают с реальным описанием этих мест в произведении.
Учитель истории:
Внешнеполитические события были воплощением направлений внешней политики России.
(Работа с текстом учебника, параграфы 6,7; озвучивание дат внешнеполитических фактов; вывод слайдов - внешнеполитические события, 15-18).
В истории происходящее значимые, но все же сухие факты...
Учитель литературы: Русские поэты через свое поэтическое творчество видели эти же события несколько иначе...   Любопытен и такой эпизод, сохранившийся в черновых записках к "Путешествию в Арзрум".
Пушкин в пути несколько отстал от конвоя, засмотревшись на буйный Терек. Его предостерег подошедший солдат:
- Не останавливайтесь, ваше благородие, убьют.
- А за что?
- Да так, ни за что, убьют и все. Кругом враги.
- Враги? Чьи?
- Как чьи? Вот пальнут сейчас в вас, тогда и узнаете, чьи враги.
- Значит, они мои и твои враги?
- Ваше благородие, непонятно изволите говорить.
Пушкин спросил: "Откуда родом? " Ответ был: "Рязанские".
- Вот эти самые люди с гор были в твоей деревне? Сожгли твой дом?..
- Вы такое, прости Господи, говорите... Удаляясь, солдат произнес: "Служба наша, ваше благородие, такая..."
Таких страниц воспоминаний много.
(Слайд о войне 19, 20) А М..Лермонтов становится непосредственным участником военных событий, он даже пишет, что «вошёл во вкус войны…» В сражении при реке Валерик, что с чеченского означает река смерти) поэт проявил необыкновенное мужество, генерал Голофеев подал прошение на высочайшее имя о награждении его за мужество и храбрость, но Лермонтова не отпустили даже в отпуск.  Это, действительно, было так. Много солдат погибло с обеих сторон.  Поэт не мог оставаться в стороне, он заговорил о бессмысленном смертоубийстве на войне, написав стихотворение «Валерик».
Вдруг залп... Глядим: лежат рядами.
Что нужды? Здешние полки
Народ испытанный...
В штыки, Дружнее! раздалось за нами.
Кровь загорелася в груди!
Все офицеры впереди...
Верхом помчался на завалы
Кто не успел спрыгнуть с коня...
Ура! – и смолкло. –
Вон кинжалы, В приклады! – и пошла резня.
И два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко,
Как звери, молча, с грудью грудь,
Ручей телами запрудили.
Хотел воды я зачерпнуть...
(И зной и битва утомили Меня), но мутная волна
Была тепла, была красна.
Учитель истории: Личность и история...  Взаимосвязь очевидна. Внешняя политика выделила из миллионов тех, кто был   ее участником, кого она заставила действовать, чувствовать, оценивать происходящее независимо от звания и рангов, социального происхождения, вероисповедания и т.д. Оставаться оказывалось невозможным.
(Слайд 21. Исторические личности)
Все происходящее не могло не быть отражено и в документальной исторической хронике, и в стихах поэтов.
(Работа с историческим документом слайд 22; слайд 23 — рукописное стихотворение)
Видение происходящего различно, но ведь так и должно было быть. То, что происходило, становилось частью судьбы, жизни, эпохи и, наконец, истории.
Завершая обсуждение всех вопросов, запланированных на этот урок, мы можем подвести итоги. Слайд 24.
 И можем подвести итоги:
·        Оформление главных тезисов в рабочую тетрадь (слайд самое главное)
Заключительное слово учителя
Учитель истории.
Все, что происходит в истории государства невозможно без человеческой личности.
Успех событий, войн, реформ и прочих государственных дел напрямую зависит от того, кто находится у власти, кто ей противостоит, кто несет через историю зло и добро…
История многогранна: она   хранит ценнейшую информацию через литературные произведения, архитектуру, живопись, музыку, экономические достижения и нравственные ценности.
Учитель литературы.
Вывод очевиден: надо знать, понимать и быть активным участником того, что называется русской историей…
Пройдет немного времени и вы сами станете участниками внешнеполитических событий и наверно вы понимаете насколько важно сделать правильный и осознанный выбор...
Закрепление изученного материала:
*выполнение межпредметного теста учащимися
* прослушивание романса «Молитва» на стихи Лермонтова в исполнении Анатолия Титова
*предложение индивидуальных заданий (слайд 26 для любопытных)
 Комментарий активной и познавательной деятельности и оценок учащихся (оба учителя)
Домашнее задание.
История: параграф 6, 7. Записи в рабочей тетради и индивидуальные задания.
Литература: чтение поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Подготовить ответ на вопрос «Что значило жить в понимании Мцыри?»


Комментариев нет:

Отправить комментарий