Интегрированный урок по теме Внешняя политика
российской империи в первой четверти XIX века на примере поэтического
творчества М.Ю. Лермонтова и А.С.Пушкина
Цели:
История:
* на основе фактического и событийного материала
познакомить учащихся с внешней политикой России в первой четверти 19 века;
*обозначить причинно-следственную связь между
событийным материалом и личностями – участниками исторических событий; историей
и литературным творчеством;
* продолжить работу над тематической терминологией,
тестовой технологией, развитием исторических навыков и умений (мышления и
логики, сравнения, сопоставления и т. д.)
* воспитание патриотических чувств, национальной
гордости за историческое прошлое;
Литература:
* познакомить с поэтическим творчеством М.Лермонтова
и А.Пушкина в истории России
* научить видеть связи истории и литературы
* развивать речь, внимание и любовь к своей «малой»
Родине
* стимулировать детей к социальной активности и
творчеству
Оборудование
урока:
Тематические карты «Внешняя политика Российской
империи в первой четверти 19 века», портреты исторических личностей и поэтов,
схема «Направления внешней политики России в первой половине 19 века»,
презентации, мультимедийная доска, проектор, ноутбук, экран, выставка
исторической литературы и художественных произведений.
Основная
терминология урока:
История:
Внешняя политика, коалиция, договор, историческая личность
Литература: поэтическое
творчество,
Межпредметные связи:
история, литература, политика, культура, этика, социология, музыка
Ход
урока:
Организационный
момент
Учитель
истории:
Добрый день! Мы начинаем урок по теме «Внешняя
политика Российской империи в первой четверти XIX в.
и в поэтическом творчестве Лермонтова и Пушкина.
Наша задача увидеть
взаимосвязь внешнеполитических событий с творчеством поэтов, понять ее
закономерности
1.
Политика определяется в первую очередь теми людьми,
кто имеет власть.
Таким человеком был и император России - Николай I.
(Просмотр слайда 1-2; выступление учащегося)
Учитель истории:
2.
Что означает в истории выражение внешняя политика? И
с какими понятиями она взаимосвязана?
(Слайд-3 — терминология)
3.
Направлениями
российской внешней политики первой четверти XIX в.
были:
(Просмотр слайда 4-5; комментарий учителя; работа
учащихся в рабочей тетради (схема- зарисовка)
Учитель литературы:
1.
История всегда была важной темой русской литературы.
Мы можем многое понять о российской внешней политике, погружаясь в мир
литературных произведений. Много внимания теме истории уделяли в своем
творчестве такие поэты, как: Лермонтов и Пушкин.
(Просмотр слайдов- портреты)
С их героями мы путешествуем по Кавказу, мысленно
участвуя в событиях того времени...
(Просмотр слайдов) художники
Учитель истории:
4.
Внешнеполитические события были воплощением
направлений внешней политики России.
(Работа с текстом учебника, озвучивание дат
внешнеполитических фактов; вывод слайда-9 внешнеполитические события)
5.
В истории происходящее значимые, но все же сухие
факты...
Учитель литературы:
2.
Русские поэты через свое поэтическое творчество
видели эти же события несколько иначе... (стихи, высказывания о войне; слайд о
войне)
Учитель истории:
6.
Личность и
история... Взаимосвязь очевидна. Внешняя
политика выделила из миллионов тех, кто был непосредственным ее участником, не зависимо от звания и
рангов, социального происхождения, вероисповедания и т.д.
(Слайд-10 исторические личности)
7.
Все происходящее не могло не быть отраженно и в
документальной исторической хронике, и в стихах поэтов...
(Работа с историческим документом; слайд-11; слайд —
рукописное стихотворение)
8.
Завершая
обсуждение всех вопросов, запланированных на этот урок, Мы можем подвести итоги:
(Слайд- 12 самое
главное) оформление главных тезисов в рабочую тетрадь
Заключительное слово учителя историк
9.
Все,
что происходит в истории государства не возможно без человеческой личности.
Успех
событий, войн, реформ и прочих государственных дел напрямую зависит от того,
кто находится у власти, кто ей противостоит, кто несет через историю зло и
добро…
История
многогранна: она хранит ценнейшую
информацию через литературные произведения, архитектуру, живопись, музыку, экономические
достижения и нравственные ценности.
Литератор
3.
Вывод
очевиден: надо знать, понимать и быть активным участником того, что называется
русской историей…
Пройдет
немного времени и вы сами станете участниками внешнеполитических событий и
наверно вы понимаете насколько важно сделать правильный и осознанный выбор...
Закрепление
изученного материала:
*выполнение межпредметного теста учащимися (слайд
13-14); возможно, как домашнее задание
*прослушивание романса «Молитва» на стихи Лермонтова
*предложение индивидуальных заданий (слайд-15 для
любопытных)
Домашнее задание
История:
Литература:
Комментарий активной и познавательной деятельности и
оценок учащихся (оба учителя)
Комментариев нет:
Отправить комментарий