среда, 3 декабря 2014 г.

Интегрированный урок по теме Внешняя политика российской империи в первой четверти XIX века на примере поэтического творчества М.Ю. Лермонтова и А.С.Пушкина

Интегрированный урок по теме Внешняя политика российской империи в первой четверти XIX века на примере поэтического творчества М.Ю. Лермонтова и А.С.Пушкина
Цели:
История:
* на основе фактического и событийного материала познакомить учащихся с внешней политикой России в первой четверти 19 века;
*обозначить причинно-следственную связь между событийным материалом и личностями – участниками исторических событий; историей и литературным творчеством;
* продолжить работу над тематической терминологией, тестовой технологией, развитием исторических навыков и умений (мышления и логики, сравнения, сопоставления и т. д.)
* воспитание патриотических чувств, национальной гордости за историческое прошлое;

Литература:
* познакомить с поэтическим творчеством М.Лермонтова и А.Пушкина в истории России
* научить видеть связи истории и литературы
* развивать речь, внимание и любовь к своей «малой» Родине
* стимулировать детей к социальной активности и творчеству

Оборудование урока:
Тематические карты «Внешняя политика Российской империи в первой четверти 19 века», портреты исторических личностей и поэтов, схема «Направления внешней политики России в первой половине 19 века», презентации, мультимедийная доска, проектор, ноутбук, экран, выставка исторической литературы и художественных произведений.
Основная терминология урока:
История: Внешняя политика, коалиция, договор, историческая личность
Литература: поэтическое творчество,
Межпредметные связи: история, литература, политика, культура, этика, социология, музыка

Ход урока:
Организационный момент
Учитель истории:
Добрый день! Мы начинаем урок по теме «Внешняя политика Российской империи в первой четверти XIX в.  и в поэтическом творчестве Лермонтова и Пушкина.
Наша задача увидеть   взаимосвязь внешнеполитических событий с творчеством поэтов, понять ее закономерности
1.
Политика определяется в первую очередь теми людьми, кто имеет власть.
Таким человеком был и император России - Николай I.
(Просмотр слайда 1-2; выступление учащегося)
Учитель истории:
2.
Что означает в истории выражение внешняя политика? И с какими понятиями она взаимосвязана?
(Слайд-3 — терминология)
3.
Направлениями российской внешней политики первой четверти XIX в.  были:
(Просмотр слайда 4-5; комментарий учителя; работа учащихся в рабочей тетради (схема- зарисовка)




Учитель литературы:
1.
История всегда была важной темой русской литературы. Мы можем многое понять о российской внешней политике, погружаясь в мир литературных произведений. Много внимания теме истории уделяли в своем творчестве такие поэты, как: Лермонтов и Пушкин.
(Просмотр слайдов- портреты)
С их героями мы путешествуем по Кавказу, мысленно участвуя в событиях того времени...
(Просмотр слайдов) художники
Учитель истории:
4.
Внешнеполитические события были воплощением направлений внешней политики России.
(Работа с текстом учебника, озвучивание дат внешнеполитических фактов; вывод слайда-9 внешнеполитические события)
5.
В истории происходящее значимые, но все же сухие факты...
Учитель литературы:
2.
Русские поэты через свое поэтическое творчество видели эти же события несколько иначе... (стихи, высказывания о войне; слайд о войне)
Учитель истории:
6.
 Личность и история...  Взаимосвязь очевидна. Внешняя политика выделила из миллионов тех, кто был непосредственным  ее участником, не зависимо от звания и рангов, социального происхождения, вероисповедания и т.д.
(Слайд-10 исторические личности)
7.
Все происходящее не могло не быть отраженно и в документальной исторической хронике, и в стихах поэтов...
(Работа с историческим документом; слайд-11; слайд — рукописное стихотворение)
8.
 Завершая обсуждение всех вопросов, запланированных на этот урок, Мы можем подвести итоги:
(Слайд- 12 самое главное) оформление главных тезисов в рабочую тетрадь
Заключительное слово учителя историк
9.
Все, что происходит в истории государства не возможно без человеческой личности.
Успех событий, войн, реформ и прочих государственных дел напрямую зависит от того, кто находится у власти, кто ей противостоит, кто несет через историю зло и добро…
История многогранна: она   хранит ценнейшую информацию через литературные произведения, архитектуру, живопись, музыку, экономические достижения и нравственные ценности.
Литератор
3.
Вывод очевиден: надо знать, понимать и быть активным участником того, что называется русской историей…
Пройдет немного времени и вы сами станете участниками внешнеполитических событий и наверно вы понимаете насколько важно сделать правильный и осознанный выбор...
Закрепление изученного материала:
*выполнение межпредметного теста учащимися (слайд 13-14); возможно, как домашнее задание
*прослушивание романса «Молитва» на стихи Лермонтова
*предложение индивидуальных заданий (слайд-15 для любопытных)
Домашнее задание
История:
Литература:

 Комментарий активной и познавательной деятельности и оценок учащихся (оба учителя)

Комментариев нет:

Отправить комментарий